 Медали XVIII века говорят с нами выразительными, лаконичными образами античных богов и героев, аллегориями, символами, понятными людям того галантного века, жившим в совершенно другом информационном и культурном поле. Поэтому взгляд на эти кусочки металла, даёт не только весьма полную хронологию важнейших событий, но и позволяют чуть-чуть глубже понять их оценку современниками. Выкладывая иллюстрации медалей, я не преследую цель полного описания всех их типов и разновидностей, а только хочу показать основные, характерные и чем-то замечательные медали времени Северной войны, помогающие заинтересованному взгляду отправиться в путешествие по волнам Истории. Медали в честь славных побед и великих событий штамповали в те времена в значительном количестве. Особенно любили этим заниматься, как обычно бывает, те страны, на счету которых этих побед было меньше всего. Но я решил ограничиться в основном медалями Швеции и России, как главных участников той войны, определивших её характер и исход.
1. Итак, первая медаль иллюстрирует одно из начальных событий войны - Датскую кампанию. На аверсе этой немецкой медали неизвестного автора изображена бомбардировка датчанами осаждённого Теннинга в оккупированной Голштинии. Надпись Теннинген, 1700 г. На реверсе - ответная бомбардировка Копенгагена шведскими войсками и флотом. Латинский девиз PAR PARI означает "Воздаётся тем же", или "Как аукнулось, так и откликнулось". Внизу - Копенгаген 1700 г.
 
2. Всего через две недели после высадки в Данию, та была полностью повержена и вынуждена подписать Травендальский мирный договор, по которому выплачивала огромную контрибуцию и вышла из войны на долгие 9 лет. По этому случаю в Швеции отчеканили несколько памятных медалей. Вот одна из них. На аверсе - Карл XII со слабым портретным сходством в мантии, парике и доспехах. Известно, что при отплытии из Швеции король сорвал себя парик, выбросил его за борт и с тех пор никогда больше не носил. Однако медальер Энгельгардт не мог пойти на нарушение канона. Круговая надпись королевского титула по-латыни: "КАРЛ XII БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ КОРОЛЬ СВЕЕВ, ГОТОВ И ВАНДАЛОВ". На реверсе - Коронованный шведский лев на постаменте держит в лапах земной шар. Надпись по кругу латинским гекзаметром: "СИЛЬНОЕ БЛАГОРАЗУМИЕ УСМИРЯЕТ СВЕВРНЫЙ КРУГ ЗЕМЕЛЬ", на постаменте - "СТОИТ ТВЁРЖЕ НЕГО" (т. е. льва). Действительно, положение Швеции после этой победы сильно укрепилось.
 
Выведя решительным ударом одного из противников, Карл перенёс своё внимание на другого - Россию. Быстрая переброска войск морем, стремительный марш от Пернова до Нарвы, и вот уже повержен другой противник - Россия. Нарвская победа молодого короля над многократно превосходящими силами русских произвела гигантское впечатление на Европу. Авторитет Карла взлетел до небес, слава о его подвигах достигает каждый дворец и хижину, каждого подданного. Помощь в этом оказывает целая серия медалей.
3. Король на аверсе ещё более помпезен, на нём помимо парика ещё и лавровый венок, а также львиная шкура с маской на плече. Титул по кругу: КАРЛ XII БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ КОРОЛЬ ШВЕЦИИ. На реверсе довольно точно передана панорама боя под Нарвой. На переднем плане шведские войска, посередине - сам Карл во главе кавалерии. Далее - укреплённый русский лагерь, за ним - осаждёные Нарва и Иван-город. На русские войска идёт снег, а из-за тучи выглядывает солнце, освещающее шведов и город. Над тучами надпись: ПРИ ЯВНОМ СОДЕЙСТВИИ БОЖЕСТВА (цитата из "Энеиды" Вергилия), Внизу под обрезом - ВЗЯТИЕ ЛАГЕРЯ МОСКОВИТЯН ПРИ НАРВЕ 20 НОЯБРЯ 1700 Г.
 
4. На оборотной стороне этой медали работы Хартмана - конный Карл XII со шпагой в руке на поле битвы. Под копытами коня поверженный московит, рядом с ним колчан со стрелами. На заднем плане - Нарва и Иван-город. По кругу: ПРЕОДОЛЁННЫМ ПРЕВЗОШЛИ ВЕРОЯТНОЕ. В обрезе: 20 НОЯБРЯ 1700 Г.
5. Здесь мы видим аллегорическое изображение Победы в виде крылатой женской фигуры в шлеме, сидящей на военных трофеях. Под ее ногами — два поверженных русских воина, один в кольчуге, другой в кафтане и боярской шапке. Вдали Нарва и Иван-город, перед ними батарея. Надпись по кругу: НАКОНЕЦ ПРАВОЕ ДЕЛО ТОРЖЕСТВУЕТ под обрезом: ПРОГНАВ РУССКИХ ОСВОБОЖДАЕТ НАРВУ. 1700
6. Шведский лев ниспровергает дракона, олицетворяющего Россию. На заднем плане - Нарва и Иван-город. По кругу: ПОВЕРГ ЛЮТОГО ЖЕСТОКОГО ГРАБИТЕЛЯ, под обрезом: ЖЕСТОКИЙ БУДЕТ ПОПРАН.
 7. Военная арматура из трофеев, щит с российским гербом. По кругу: ПУСТЬ СЛАВА ВОСПЕВАЕТ ОДНОГО ЗА ВСЕХ. Под обрезом: СВЕРШЕНО ПОД НАРВОЙ 20 НОЯБРЯ 1700.
 8. Карл XII на коне с обнажённой шпагой на фоне бомбардируемой Нарвы.Впереди бегущие русские, под копытами коня лежат убитые. По кругу: ВЕРНУЛ ДАНИЮ, ПРОГНАЛ ПОЛЯКОВ, УНИЧТОЖИЛ РУССКИХ.
 9. На лицевой стороне этой монеты, как и остальных - Карл XII с королевским титулом. Оборотная воспроизводит один из типов римских монет. В дубовом венке легенда в 4 строки: ЗА СПАСЕНИЕ ГРАЖДАН По кругу: НЕТ ПРИЯТНЕЕ ЧЕЛА, ЧЕМ УВЕНЧАННОЕ ЛАВРОВЫМ ВЕНКОМ
10. На этой простой медной медали, расчитанной на широкое распространение, изображён ангел с лавровым венком в руке и пальмовой ветвью в другой возвещает: ВЕЛИЧАЙШАЯ ПОБЕДА НАД РУССКИМИ. 20 НОЯБРЯ 1700
11. Эта тоже незамысловатая медаль содержит простой девиз на немецком: ТРИ КОРОНЫ ВОЗНАГРАЖДАЮТ ВЕРНЫХ
Эти три короны шведского герба изображены в центре поля, а в них вписаны слова девиза, не нуждающегося в переводе: GOTT MIT UNS
Да-да, этот девиз возник не в двадцатом веке.
12. Следующая наградная медаль запечатлела на аверсе короля, а на реверсе - шведскую надпись, что является почти уникальным явлением на шведских медалях. Исключение сделано, очевидно, лишь потому, что этот девиз являлся боевым кличем: С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ Высоким языком в те времена была латынь. В крайнем случае использовали немецкий. По кругу - на латыни: КТО МЕНЯ ПОЧИТАЕТ, НОСИ МЕНЯ
 
13. Здесь Карл изображён в облике Геркулеса, поражающего дубиной трёхголовую гидру. Латинская надпись по кругу: НИЗЛОЖИЛ ТРОИХ ОДНИМ УДАРОМ
14. Были отчеканены и несколько сатирических медалей. Фотографий их мне не удалось найти. Но прорисовки есть у Нордберга. Эта содержит довольно кощунственный по тем временам намёк на историю с Апостолом Петром, отрёкшимся от Христа. Она изображает царя Петра в шатре на троне, греющим руки у пушек, бомбардирующих Нарву. Латинская надпись воспроизводит строку Евангелия: ПЁТР ЖЕ СТОЯЛ И ГРЕЛСЯ. На оборотной стороне - бегущий Пётр, теряющий шапку и меч, утирает глаза платком. Позади него русские войска в окопах. По кругу также евангельская цитата латынью: ИЗОШЕД ВОН, ПЛАКАЛСЯ ГОРЬКО.

Русские медалей в этом году не чеканили. Русское медальерное искусство, как и воинское, было впереди.
Источник: grumblerr.livejournal.com
|
|