Библиотека
15 Апрель 2013, 10:00 | admin
Библиотека
Библиотека – информационный центр школы, один из важнейших участков ее деятельности. Библиотека помогает осуществлять единую для школы государственную программу образования и воспитания детей, решая эту задачу своими методами и средствами.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
- содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;
- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного информационно-библиографического обслуживания;
- привитие любви к книге и воспитания культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
- руководство чтением детей;
- привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения предметов, развитие речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
- оказание помощи в широком распространении научно-педагогических знаний;
- содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы-интерната.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
- педагоги и воспитатели – 45 человек;
- обслуживающий персонал – 32 человек;
- учащиеся начальных классов – 77 человек;
- учащиеся 5 – 9 классов – 90 человек;
- старшеклассники – 26 человек.
Всего библиотека обслуживает 270 читателей. Число посещений за учебный год –5858 раз, объём книговыдачи 9962 экземпляра.
Библиотека находится на первом этаже, имеется абонемент, читальный зал и 2 книгохранилища. Библиотека оснащена техническими средствами, имеет 3 компьютера с выходом в интернет, ксерокс, цветной принтер, музыкальный центр, телевизор и видеомагнитофон. В школьной библиотеке дети находятся на переменах и после уроков: читают журналы, выбирают книги, работают над рефератами и сообщениями, готовятся к конференциям. Все книги – в свободном доступе. Так же в библиотеке обслуживаются педагоги, родители и все работники школы.
Свободное от занятий время воспитанники любят проводить в читальном зале библиотеки.
Особой популярностью пользуется интернет, где воспитанники получают дополнительную информацию при подготовке к урокам, составлении рефератов, докладов, сообщений.
К услугам пользователей книжный фонд, включающий в себя научно-познавательную и художественную литературу.
Большой популярностью пользуются перидические издания- газеты и журналы.
Книжный фонд.
Основной фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой и художественной литературой для детей; педагогической и методической литературой для педагогов и воспитателей; периодическими изданиями, учебниками и учебными пособиями и современными носителями информации.
Создан фонд видеотеки, документов на электронных носителях.
Контрольные показатели:
Книжный фонд –21078 экземпляров;
Фонд учебников –726 экземпляров;.
Фонд медиатеки – CD- ROM диски – 108 экземпляров; аудио – 32 экземпляра; видеокассеты – 146 экземпляров.
Фонд периодической печати – 1810 экземпляров.
Фонд библиотеки периодически пополняется. Администрация школы выделяет средства на приобретение учебно-методической, научно — познавательной и художественной литературы. В библиотеке появляются новые замечательные книги благодаря акциям «Подари школе книгу», «Выпускники – библиотеке на память».
Большой популярностью среди пользователей библиотеки пользуется периодическая печать. В течение учебного года библиотека получает 34 наименования. Из них научно — методических газет и журналов- 16 наименований и для детей – 18 наименований. В помощь педагогическим работникам получаем журналы – «Последний Звонок», «Праздник в школе», «Досуг в школе», «Классный руководитель», «Педсовет» и др. Так же педагоги имеют доступ к электронным версиям «Приложения к газете «1 сентября». Из детских изданий получаем следующие журналы: «Дисней», «Мир техники», «Ералаш», «Простоквашино», «Отчего и почему» и др. Особой популярностью пользуются журналы по рукоделию «Мастерилка», «Радость творчества», «Мальчишки и девчонки. Школа ремесел» и др.
В поддержку воспитания у учащихся здорового образа жизни библиотека выписывает «Здоровье школьника».
В 2011-2012 учебном году книжный фонд пополнился на 206 экземпляров, учебной литературы на 1159 экземпляров, электронных изданий на 102 экземпляра. На пополнение фонда периодики было выделено 42700 рублей.
Обслуживание читателей.
Обслуживание читателей осуществляется согласно «Правилам пользования библиотекой». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
В библиотеке систематически ведётся «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объёме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объём выданных учебников, методической литературы, аудиовизуальных материалов, журналов, газет.
Педагогические работники активно пользуются фондом методической литературы и книгами с выставки «В помощь воспитателю». Для педагогов-предметников оформлены папки: «Образование и здоровье», «Организация учебного процесса», «Обмен опыта», где представлены уроки, проведённые учителями нашей школы; папки по предметам «Математика», «Физика», «География», «Биология», «ОБЖ».
Для воспитателей: «В помощь воспитателю», «Праздники», «Внеклассные мероприятия», «Все профессии нужны», «Классные часы», «Работа с родителями».
Следить за новыми публикациями по педагогическим проблемам учителя и воспитатели могут, работая с картотекой «В методическую копилку учителя». В картотеке выделено 18 тем.
Новинки литературы регулярно демонстрируются на выставке «Как, вы это еще не читали?
Дети школы-интерната хорошо представляют специфику работы своих родителей-железнодорожников. В этом помогает им книжные выставки «Жизнь моя – железная дорога, вечное движение вперёд», «Присягаю на верность дороге», «Страницы великого пути» (об истории Западно-Сибирской железной дороги).
Ведётся сбор материалов по железнодорожной направленности. Фонд библиотеки пополняется альбомами и книгами по этой теме, выписываем газеты «Гудок», «Транссиб». В фонде имеются видеофильмы о железной дороге. Оформлены альбомы «Жизнь Транссибу», «Профессии на железнодорожном транспорте», «Трудовые династии», «Куда пойти учиться» (об учебных заведениях железнодорожного транспорта), «Сборник стихов о железной дороге», Сборник сочинений «Жизнь моя – железная дорога».В этом году воспитанниками 8 класса был собран материал, оформлены и подарены библиотеке юбилейные альбомы «100 лет со дня рождения Никольского Н.П.», «115 лет ЗСЖД», «120 лет Транссибу», «175 лет Российским железным дорогам».
Регулярно пополняется папка «О нашей школе пишут…», где собираются все статьи из периодической печати о достижениях педагогов и воспитанников нашей школы, информация об участии в различных мероприятиях.
Фонд литературы в библиотеке расставлен согласно таблице «Библиотечно – библиографической классификации». Весь фонд разделяется по возрастным категориям читателей. Выделены стеллажи «Зарубежная литература», «Литература ХIХ века», «Литература ХХ века», «Страна поэзия» «В помощь учителю», «В помощь воспитателю», «Справочная литература», «За страницами учебника» и др.
Традиционной формой пропаганды книги являются книжные выставки с обзором, презентацией, громкими чтениями книг, широкие просмотры литературы. На протяжении учебного года постоянно оформляются и обновляются книжные выставки. Это выставки, посвященные юбилейным датам писателей, юбилеям книг, календарным праздникам, тематические.
Ко Дню Знаний была представлена выставка литературы о школе, школьниках и педагогах. Так же советы и рекомендации детям и взрослым как улучшить свою память, настроение, работоспособность.
Ко Дню Здоровья в школе была приурочена выставка «Спорт – это жизнь!»
Словари, справочники, энциклопедии – наши помощники.
Огромную роль в правильном использовании справочного аппарата библиотеки, в поиске и выборе нужной книги, воспитании культуры чтения оказывают библиотечно-библиографические уроки.
Эти уроки проводятся по плану, кроме того наши дети посещают и Центральную детскую библиотеку г. Новокузнецка.
Библиотечные уроки.
1 класс
Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой.
Структура книги.
2 класс
Структура книги, сохранность книжного фонда.
Как выбрать книгу.
3 класс
Знакомство с научно-познавательной литературой для младших школьников.
Первые энциклопедии, словари, справочники.
4 класс
Справочная литература.
Знакомство с периодической печатью.
5 класс
Выбор книг, библиографические указатели, поиск информации.
Защита читательского формуляра.
6 класс
Как читать книгу. О теме и цели чтения.
Записи о прочитанном.
7 класс
Книга и её создатели. Структура книги, использование её аппарата при чтении.
Что такое библиотечный каталог?
8 класс
Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Правила поиска информации
9 класс
Общественно-политическая литература, книги по науке и технике, по искусству.
Критическая литература.
10 класс
Информация, её хранение, систематизация и способы передачи.
Информационный поиск, приобретение знаний при помощи современных технологий
11 класс
Оценка и организация информации.
Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта
С целью привлечения к чтению, воспитания культуры чтения, расширения кругозора воспитанников проводятся массовые мероприятия различные по форме проведения. Это библиотечные часы, конкурсы, конференции и т.п.
Некоторые из них хотелось бы отметить особо:
Библиотечный час «Роль книги в жизни человека» прошел в 7 классе. На нем ребята узнали об истории книгопечатания на Руси, роли книги в жизни человека, читатели поделили со своими сверстниками впечатлениями о прочитанных книгах, узнали о новинках библиотеки.
Самые частые гости библиотеки – воспитанники 1 и 2 классов. Для них были подготовлены библиотечные часы «Правила расстановки книг в библиотеке», «Наш друг -Мурзилка» (посвященный юбилею персонажа одноименного журнала), «Чукоша-друг детей и взрослых»(посвященный юбилею К.И. Чуковского.)
2011-2012 учебный год в нашей школе был объявлен «Годом добрых дел». Хотелось бы отметить самых активных участников этой акции:
Воспитанники 7 класса на протяжении всего учебного года помогали в работе библиотеки: подшивали газеты, наводили порядок в книгохранилище.
Ребята подарили библиотеке новые, интересные книги.
Самый активный помощник библиотеки Рябенко Алексей.
Воспитанники 1и 2 классов наводят порядок в детских журналах.
Воспитанники 1 класса сами написали, оформили и подарили библиотеке книгу «Приключения цыпленка Пика»
В конце учебного года среди воспитанников интерната прошел конкурс на лучшего читателя года. Лучшими стали: 1 класс – Стрельцова Софья, 2 класс – Бадикова Ангелина, 7 класс – Кретинина Анна. Победителям вручили книги с памятными надписями.
С целью изучения интересов читателей проводятся мини-исследования «Что я хочу читать». Детям предлагается опросный лист. Принимают участие в нём учащиеся 5 – 11 классов. Выводы помогают при комплектовании литературы, формировании книжного фонда и при подготовке массовых мероприятий.
Большое внимание в работе библиотеки уделяется индивидуальной работе с пользователями. Изучается спрос, интересы, наклонности, увлечения ребенка с целью правильного подбора интересующей литературы.
Практически все мероприятия способствовуют развитию интереса к чтению, интереса к истории развития железных дорог. Это и книжные выставки, выставки детского творчества, литературные игры, презентации, устные журналы и другие мероприятия.
Помимо этого библиотека занимается и повседневной деятельностью – оказывает помощь учителям, воспитателям в проведении внеклассных мероприятий, праздников.
В основе совместной работы библиотеки и педагогического коллектива школы-интерната № 19 лежит взаимосвязь познавательной деятельности с чтением не только научно-популярной, но и художественной литературы, с творческим развитием детей. В ходе подготовки библиотечных мероприятий:
- ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве,
- овладевают навыками работы с литературой,
- учатся логически выстраивать и образно представлять собранный материал,
- развивается культура речи,
- вырабатывается умение выступать перед любой аудиторией.
Комментарии отключены